Preview

Минимально инвазивная сердечно-сосудистая хирургия

Расширенный поиск
Том 1, № 3 (2025)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ

8-27 22
Аннотация

В статье представлены и обсуждены эпонимические названия топографических ориентиров и анатомических структур нормально сформированного сердца: от первых описаний во II веке Galen’ом анатомии и физиологии сердца плода до описаний в ХХ веке проводящей системы сердца и открытий школой В.П. Воробьева нервных сплетений сердца. Всего выявлено 90 эпонимов, включая: 1) 6 эпонимов перикарда; 2) 19 эпонимов предсердий; 3) 15 эпонимов желудочков; 4) 28 эпонимов проводящей системы и нервов сердца; 5) 22 эпонима магистральных артерий и коронарного русла. Несколько эпонимов впервые введены в научный оборот (Галена отверстие и проток, Да Винчи ворота, клапан и мышцы; Синёва-Крымского треугольник, Тандлера трабекула, Хохштеттера перегородка). Начало эпонимического направления в описательной анатомии сердца, положенное в XVI в. (Да Винчи полочка, Лоуэра бугорок и др.), было продолжено в XVII в. (Аранция узелки, Евстахия заслонка и др.), в XVIII в. (Вальсальвы синусы, Вьессена заслонка, Галлера рожки, Тебезия сосуды и др.), в XIX в. (Альбиния узелки, Альбрехта полость, Генле пространства, Кювье канал, Ратке пучки и др.), в ХХ в. (Ашоффа-Тавары узел, Венкебаха пучок, Коха треугольник и др.). Показано, что некоторые эпонимы применяются ошибочно (например, L. Botal описал не артериальный проток, а овальное отверстие; косую пазуху перикарда ошибочно называют пазухой Галлера, а предсердно-желудочковую перегородку — перегородкой Да Винчи). Для обозначения некоторых анатомических структур используют двойные эпонимы (Аранция-Бианчи узелки, Воробьева-Маршалла складка, Вьессена-Тебезия сосуды, Гиса-Тавары пучок, Евстахия-Сильвия заслонка, Киса-Флака узел и др.). Представлены краткие биографические сведения о врачах и ученых, впервые описавших эти структуры, и источники, в которых они были описаны. Выявленные эпонимы отражают историю не только анатомии, но и медицины в целом. Например, серия открытий структур проводящей системы сердца в начале ХХ в. стала следствием изменения морфологического и патоморфологического направлений в изучении деятельности сердца и диагностики его заболеваний на физиологическое и патофизиологическое.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

28-42 20
Аннотация

Цель исследования: оценить результаты хирургического лечения патологии грудной аорты у пациентов после ранее перенесенных кардиохирургических вмешательств.

Материалы и методы: с января 2011 г. по сентябрь 2022 г. в ФГБУ ФЦССХ (г. Челябинск) 44 пациентам, которые ранее перенесли кардиохирургические операции, были выполнены вмешательства на проксимальном отделе грудной аорты. Средний возраст больных на момент повторного вмешательства составил 55,3±12,8 (24 – 76) лет. Показания к повторной операции: наличие аневризмы аорты – 17 (38,6%) больных, дисфункция протеза аортального клапана (АоК) – 10 (22,7%), порок нативного АоК – 8 (18,2%), наличие ложной аневризмы аорты – 4 (9,1%), расслоение аорты типа А – 2 (4,6%), протезный эндокардит – 3 (6,8%).

Результаты: госпитальная летальность составила 2,3% (1 пациент), причина – прогрессирующая полиорганная недостаточность. Среднее время окклюзии аорты и искусственного кровообращения (ИК) – 151,4±42,1 (69 – 245) мин и 240,9±63,5 (141 – 390) минут соответственно. Гипотермический арест с антеградной перфузией головного мозга во время вмешательства на дуге аорты потребовался у 13 пациентов (29,5%). Средняя продолжительность гипотермического ареста составила 24,8±10,2 (12 – 40) мин. Рестернотомия по поводу кровотечения выполнялась у 3 пациентов (6,8%), продленная ИВЛ (более 24 ч) потребовалась 8 (18,2%) пациентам. Длительность нахождения в реанимации – 8,3±14,6 (3 – 100) к/д, в отделении после операции – 23,1±15,9 (10 – 111) к/д. В отдаленном периоде были обследованы все выписанные пациенты. Средний срок наблюдения – 42,2±26,6 (от 1 до 130) мес. Зарегистрировано 4 летальных исхода. Отдаленная выживаемость составила 85,2%.

Выводы: данная категория пациентов является группой повышенного хирургического риска. Только тщательное планирование операции всей бригадой (повторный доступ, подключение аппарата ИК, защита миокарда, головного мозга и т.д.) позволяет достичь хороших госпитальных результатов. В отдаленном периоде эти пациенты нуждаются в дальнейшем пристальном динамическом наблюдении.

43-51 18
Аннотация

Актуальность: одним из распространенных методов лечения аритмий является катетерная аблаяция (КА). Актуальным вопросом выступает выбор анестезиологического пособия и конкретного препарата для анестезии с учетом влияния анестетиков на гемодинамику и их возможный аритмогенный эффект.

Цель: определить преимущества и недостатки различных методов анестезии при проведении КА по данным научной литературы.

Материалы и методы: в данном обзоре литературы проанализированы 37 научных статей, опубликованных в открытой базе данных PubMed за период с 2000 по 2025 год и посвященных различным методам анестезии при КА — общей анестезии (ОА), глубокой седации (ГС) и седации с сохранённым сознанием (СС).

Результаты: исследования показывают, что ОА/ГС повышают успешность процедуры, сокращают время абляции и снижают частоту рецидивов, сохраняя сопоставимую безопасность с СС. Преимущества ОА/ГС связаны с лучшей стабильностью катетера и точностью воздействий. При выборе анестетиков учитываются их влияние на гемодинамику и аритмогенный потенциал. Пропофол эффективен для ГС, но требует контроля из-за риска гипотензии и угнетения дыхания. Дексмедетомидин минимизирует респираторные осложнения, но может вызывать брадикардию. Бензодиазепины и опиоиды подходят для умеренной седации, но их комбинация увеличивает риск угнетения дыхания.

Вывод: ОА/ГС рекомендуются для сложных процедур (например, аблация ФП), обеспечивая лучшие результаты, тогда как СС может применяться для простых вмешательств. Индивидуальный выбор анестетика зависит от состояния пациента и особенностей процедуры.

52-61 26
Аннотация

Tотальное артериальное коронарное шунтирование, выполняемое минимально инвазивным доступом через переднебоковую миниторакотомию, обладает значительными преимуществами за счет полной артериальной реваскуляризации миокарда. Вместе с тем, следует отметить, что указанная методика характеризуется высокой технической сложностью выполнения и требует преодоления выраженной кривой обучения. В рамках настоящего исследования проведен комплексный анализ динамики развития и совершенствования хирургической программы на протяжении 8-летнего периода ее реализации.

Материалы и методы: в ходе исследования проводился проспективный сбор данных обо всех пациентах, которым было выполнено данное вмешательство в нашем учреждении в период с января 2015 г. по декабрь 2023 года. В течение указанного периода программа претерпела ряд модификаций, включая: oптимизацию хирургического доступа с использованием различных доступных инструментов и управления операционным временем, cтандартизацию методики выполнения всех операций коронарного шунтирования на работающем сердце, внедрение системы наставничества для членов хирургической бригады. Изменения в системе контроля качества заключались в переходе от рутинного послеоперационного коронарного исследования к проведению визуализации только по клиническим показаниям. Эффективность данных мероприятий оценивалась по следующим параметрам: первичная конечная точка (госпитальная летальность), вторичные конечные точки (продолжительность операции и частота периоперационного инфаркта миокарда). Анализ проводился путем сравнения двух временных периодов: группа 1 (n=137) - пациенты, прооперированные в первые 4 года исследования, группа 2 (n=142) - пациенты, прооперированные во вторые 4 года исследования.

Результаты: всего 279 последовательных пациентов были подвергнуты плановому тотальному артериальному МИС-АКШ в нашем учреждении в течение исследуемого периода. Средний возраст составил 66 лет (±7), среди пациентов 86% (n=241) были мужского пола, а 33,1% (n=77) страдали сахарным диабетом. Трехсосудистое поражение было выявлено у 53% пациентов (n=123), а поражение ствола левой коронарной артерии - у 43% (n=101). Общая 30-дневная летальность составила 0,4% (n=1). По сравнению с нача льным 4-летним периодом, в последней группе пациентов наблюдалось трехкратное снижение частоты периоперационного инфаркта миокарда (4,3% против 1,4%, p=0,1) и статистически значимое сокращение продолжительности операции (275±59,5 минут против 246±72,6 минут, p<0,001).

Заключение: тотальное артериальное МИС-АКШ представляет собой выполнимый хирургический подход, который может демонстрировать очень хорошие результаты даже на этапе освоения методики. Эволюционирующая образовательная программа способна обеспечить плавный переход от ОПКАБ к МИС-АКШ при выполнении операций у отобранных пациентов в высокоспециализированных кардиохирургических центрах.

62-69 15
Аннотация

Цель: оценить динамику эпидемической ситуации по хронической ишемической болезни сердца (ХИБС) в контексте применения минимально инвазивных хирургических вмешательств.

Материалы и методы: изучены и статистически обработаны сведения форм федерального статистического наблюдения Российской Федерации за 2015 - 2024 гг.

Результаты: отмечается рост общей (с 3037,2 до 3517,4 на 100 000 населения) и первичной (с 268,8 до 308,7) заболеваемости ХИБСна 15,8 и 14,9%, соответственно. У лиц трудоспособного возраста при росте общей заболеваемости ХИБС, показатель первичной заболеваемости оставался без изменений. Вырос охват пациентов с ХИБС диспансерным наблюдением, в том числе лиц трудоспособного возраста ˗ до 77,4% (соответствует целевому значению 70%), а лиц старше трудоспособного возраста ˗ до 82,3% (ниже 90% целевого значения). Госпитальная заболеваемость снизилась с 591,8 до 573,1 на 100 000 населения при параллельном росте госпитальной летальности с 7,8 до 12,9%, а также доли больных, доставленных по экстренным показаниям (с 44,4 до 49,7%) и доли больных, доставленных скорой медицинской помощью с 28,2 до 32,1%. Смертность от ХИБС в 2015-2023 гг. снизилась с 193,2 до 143,9 на 100 000 населения.

Заключение: несмотря на рост охвата пациентов ХИБС диспансеризацией, есть проблемы, связанные с особенностями трудового законодательства, которое предусматривает выделение дней для диспансеризации, но не для диспансерного наблюдения. Имеются проблемы госпитализации пациентов с ХИБС: растёт доля пациентов, госпитализированных по экстренным показаниям и доставленных скорой медицинской помощью, что сопровождается ростом госпитальной летальности. Внедрение минимально инвазивных вмешательств может позволить снизить летальность больных ХИБС, а также снизить продолжительность их госпитализации.

70-78 13
Аннотация

Цель: оценить ближайшие результаты лечения неосложненных инфраренальных аневризм аорты с применением минилапаротомного доступа у больных с индексом массы тела до 35кг/м2 и с использованием предварительной видеолапароскопической диссекции шейки аневризмы аорты у пациентов с индексом массы тела 35кг/м2 и более.

Материалы и методы: проведен ретроспективный анализ хирургического лечения пациентов с инфраренальными аневризмами аорты. Основную группу №1 (ОГ 1) составили 454 больных с индексом массы тела (ИМТ) менее 35 кг/м2, операция у которых начиналась с использованием срединной минилапаротомии в мезогастрии длиной 5-7 см. Основную группу № 2 (ОГ 2) образовали 22 пациента с ИМТ от 35 кг/м2 до 40 кг/м2, которым первым этапом проводилась видеолапароскопическая диссекция шейки аневризмы аорты, далее операция выполнялась из минилапаротомного доступа или проводился переход на полную срединную лапаротомию (конверсия). Соответствующие по своим основным критериям контрольные группы (КГ 1 и КГ 2) составили пациенты, которые были оперированы из полной срединной лапаротомии.

Результаты: у пациентов ОГ 1 конверсия предпринята в 164 (36%) наблюдениях. У больных ОГ 2 конверсия была необходима в 10 (45,5%) случаях. Причинами перехода на полную срединную лапаротомию в обеих группах стали сочетания различных факторов. Межгрупповой сравнительный анализ проведен без учета пациентов, которым потребовалась конверсия. В группах ОГ 1 – КГ 1 и ОГ 2 – КГ 2 (далее соответственно) длительность операции составила 140±30 мин - 150±30 мин и 210±40 - 180±30 мин. Пациенты были экстубированы в операционной в 249 (85,8%) - 50 (41,7%) и 8 (66,7%) - 45 (31,7%) случаях; моторно-эвакуаторная функция кишечника восстанавливалась на 2±1 - 3±1 и 3±1 - 4±1 сутки; больные активизировались в пределах палаты на 2±1 - 3±1 и 2±1 - 4±1 сутки; длительность послеоперационного стационарного лечения составила 7±2 - ±3 и 8±2 -12±3 суток; подкожная эвентрация сальника или тонкой кишки отмечалась в 4 (1,4%) - 6(5%) и 0% - 7 (4,9%) наблюдениях; послеоперационная пневмония развилась у 10 (3,4%) - 13 (10,8%) и 1 (8,3%) - 20 (14,1%) пациентов; острые кардиальные осложнения отмечались у 9 (3,1%) - 9 (7,5%) и 0% - 12 (8,5%) больных; послеоперационная летальность составила 4 (1,4%) - 6 (5%) и 0% - 7 (4,9%) случая в соответствующих группах.

Выводы: при хирургическом лечении пациентов с аневризмами инфраренального отдела аорты с целью уменьшения риска развития послеоперационных осложнений может быть успешно применен минилапаротомный доступ. Применение видеолапароскопических технологий позволяет расширить возможности проведения операций из минидоступа

ОБЗОРЫ

79-95 15
Аннотация

Цель исследования: провести систематический анализ современных минимально инвазивных методик хирургии корня аорты, оценив их безопасность, эффективность и перспективы внедрения в клиническую практику.

Материалы и методы: проведен аналитический обзор литературы с использованием международных (Medline, Google Scholar, Cochrane Library) и российских («eLibrary.Ru») баз данных. Исследованы исторические аспекты, технические особенности операций через частичную верхнюю мини-стернотомию и правостороннюю мини-торакотомию, а также их клинические результаты.

Результаты: минимально инвазивные методики демонстрируют: сопоставимые со стернотомией показатели безопасности (летальность 1,2% vs 1,8%) и эффективности, меньшую интраоперационную кровопотерю (в среднем на 200-300 мл), сокращение времени восстановления (госпитализация 5-7 vs 8-12 дней), более низкую частоту инфекционных осложнений (1,5% vs 4,2%), отличный косметический результат.

Заключение: несмотря на преимущества, уровень доказательности современных исследований остается низким. Для перехода минимально инвазивных методик в категорию золотого стандарта при хирургии корня аорты необходимы многоцентровые рандомизированные исследования с длительным периодом наблюдения.

КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

96-102 15
Аннотация

Цель исследования: изучить возможности мониторинга и поддержания органной перфузии у пациентов с артериитом Такаясу, у которых возникают трудности с определением истинного артериального давления в связи с гетерогенной клинической картиной и поздней диагностикой данного заболевания.

Материалы и методы: в описываемом клиническом случае проведён анализ применения регионарной сатурации при церебральной оксиметрии в качестве инструмента оценки органной перфузии. Особое внимание уделялось возможностям использования церебральной оксиметрии как суррогатного маркера гемодинамического состояния при невозможности определить артериальное давление. В рамках анестезиологического пособия осуществлялся подбор методов мониторинга для обеспечения адекватной перфузии органов у пациентки с тяжёлой формой артериита Такаясу.

Результаты: данное наблюдение показало, что применение регионарной сатурации при церебральной оксиметрии позволяет оценивать состояние церебральной гемодинамики и степень перфузии других органов, служа альтернативным показателем при отсутствии стандартных методов измерения артериального давления. Такой подход зачастую помогает избежать недооценки степени нарушения микроциркуляции и позволяет своевременно корректировать тактику лечения.

Заключение: полученные данные и анализ литературы подтверждают потенциал использования регионарной сатурации при церебральной оксиметрии как дополнения к мониторингу гиперперфузии и суррогатного маркера церебральной гемодинамики у пациентов с артериитом Такаясу. Данная категория больных характеризуется уникальными особенностями проведения периоперационного мониторинга, что требует дальнейших исследований для внедрения эффективных методов оценки гемодинамического статуса в условиях недоступности традиционных измерений артериального давления.

103-107 15
Аннотация

Аневризмы являются нестабильными образованиями: они увеличиваются в размере с течением времени, что приводит к увеличению натяжения стенок, согласно закону Лапласа. Это может вызвать серьёзные осложнения, включая разрыв стенки аневризмы, и представляет угрозу для жизни. В таких случаях оптимальным решением является хирургическое лечение.

Цель исследования: продемонстрировать возможности хирургического подхода в лечении гигантской аневризмы правой верхнедолевой легочной вены.

Материалы и методы: больная П., 63 года, обратилась в амбулаторное отделение Краевой клинической больницы с жалобами на одышку при умеренной физической нагрузке, ходьбе на 100-200 метров. В анамнезе при рентгенографии органов грудной клетки ранее выявлено справа паракардиально новообразование. По данным углубленного дообследования по МСКТ-ангиопульмонографии диагностирована аневризма в области устья верхне-долевых легочных вен справа размерами до 45,6 мм, что было подтверждено также результатами МРТ исследования сердца.

Результаты: пациентке выполнено хирургическое вмешательство, включавшее в себя резекцию аневризмы с циркулярной ангиопластикой устьев верхнедолевых легочных вен дистально и устья в левом предсердии проксимально заплатой из аутоперикарда. Продолжительность ИК составила 90 мин. Продолжительность пережатия аорты - 63 мин. Пациентка переведена в отделение реанимации, без инотропной поддержки. Экстубация через 2 часа после операции. Реанимационный койко-день составил 2 суток. Общий объем кровопотери по дренажам за время пребывания в реанимации составил 350 мл. Ранний послеоперационный период протекал без осложнений. Пациентка была выписана из стационара на 11-е сутки после операции без признаков недостаточности кровообращения.

Выводы: хирургическое лечение может являться оптимальным решением вопроса коррекции гигантской аневризмы верхнедолевой легочной вены.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.