Основная цель журнала «Минимально инвазивная сердечно-сосудистая хирургия» – консолидация экспериментальных и клинических знаний о минимально инвазивных методах лечения в аритмологии, сердечно-сосудистой хирургии и рентгенэндоваскулярной хирургии в Российской Федерации.
Журнал «Минимально инвазивная сердечно-сосудистая хирургия» – единственный отечественный журнал, адресованный не только междисциплинарной команде специалистов (сердечно-сосудистым и рентгенэндоваскулярным хирургам, аритмологам, электрофизиологам, кардиологам, специалистам по лучевой диагностике, анестезиологам и реаниматологам), но и научным сотрудникам, работающим в области экспериментальной сердечно-сосудистой хирургии, аритмологии и биомедицинского инжиниринга. Научная концепция журнала предполагает активное обсуждение результатов исследований как российских учёных и исследовательских групп, так и исследований, выполненных в сотрудничестве со специалистами других стран, а также презентацию мирового научно-исследовательского опыта.
Основные задачи – (1) публикация современных доказательных результатов исследований по вопросам экспериментальной и хирургической аритмологии, сердечно-сосудистой хирургии, рентгенэндоваскулярной хирургии, разработки инновационных медицинских изделий для лечения пациентов с болезнями системы кровообращения; (2) организация коммуникации различных специалистов в области минимально инвазивной сердечно-сосудистой хирургии, хирургической аритмологии, рентгенэндоваскулярной хирургии, анестезиологии, реаниматологии и экспериментальных исследований; (3) трансляция передовых подходов и знаний в клиническую практику для повышения авторитетности и влияния российского медицинского сообщества и российских научных достижений в мировом научно-исследовательском пространстве.
Текущий выпуск
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Введение: гипертрофическая кардиомиопатия (ГКМП) является распространенным наследственным заболеванием миокарда. У значительной части пациентов с обструктивной формой ГКМП ключевой вклад в динамическую обструкцию выносящего тракта левого желудочка (ВОЛЖ) вносят аномалии папиллярных мышц (ПМ), а не только гипертрофия межжелудочковой перегородки (МЖП). Хирургическая реориентация ПМ представляет собой целенаправленный метод коррекции данной патологии.
Цель: Комплексный анализ структурно-анатомических особенностей митрального клапана (МК) и подклапанного аппарата методами МСКТ-ангиографии и МРТ сердца у пациентов с обструктивной ГКМП для идентификации кандидатов на реориентацию ПМ и сравнение их характеристик и краткосрочных результатов с пациентами после стандартных хирургических процедур.
Материалы и методы: в проспективное одноцентровое исследование включено 102 пациента с обструктивной ГКМП, разделенных на группы: Группа 1 (n=75/102) пациенты с изолированной миэктомией; группа 2 (n=19/75) пациенты из 1 группы с реориентацией ПМ и миэктомией. Группа 3 (n=27/102) с миэктомией и пластикой/протезированием МК и Всем пациентам проводилось предоперационное обследование, включавшее ЭхоКГ, МСКТ-АГ и МРТ сердца с оценкой морфологии МК, ПМ и подклапанных структур.
Результаты: для пациентов Группы 2 были характерны достоверно меньшая толщина МЖП (1,6 ± 0,3 см vs 2,1 ± 0,4 см; p<0,001), наличие бифидных ПМ (100% vs 21,7–38,5%; p<0,001) и больший угол подвижности передне-латеральной ПМ (14,5° ± 2,0° vs 9,5° ± 2,5°; p<0,001). ROC-анализ показал высокую прогностическую ценность угол подвижности передне-латеральной ПМ >12,5° (AUC=0,891) и наличие бифидных ПМ (AUC=0,892) для отбора кандидатов на реориентацию. Комбинация этих признаков обеспечивала чувствитель- ность 95,5% и специфичность 88,5%. После операции в группе реориентации достигнут наиболее низкий градиент в ВОЛЖ (9,5 ± 6,3 мм рт. ст. vs 15,2 ± 8,5; p=0,004) при отсутствии необходимости в имплантации электрокардиостимулятора (0% vs 11,2%; p<0,05).
Выводы: мультимодальная визуализация позволяет выделить специфический фенотип обструктивной ГКМП, при котором основной субстрат обструкции – аномалии ПМ. Реориентация ПМ является высокоэффективным и безопасным методом лечения у селекционированных пациентов, обеспечивающим устранение обструкции с низким риском осложнений.
Цель исследования: оценить безопасность и эффективность многососудистого миниинвазивного коронарного шунтирования (МИКШ) путем анализа непосредственных и среднесрочных отдаленных результатов лечения первых шестисот пациентов.
Материал и методы: с 2011 по 2022 гг. 611 пациентам с ИБС при многососудистом поражении коронарных артерий выполнено МИКШ. Стратегия вмешательства была основана на полной ре- васкуляризации миокарда на работающем сердце через левостороннюю миниторакотомию. В группе было 87 (14,2%) женщин, возраст пациентов составил 58,9±8,1 лет. Ожирение выявлено у 233 (38,1%) пациентов, сахарный диабет – у 129 (21,1%) пациентов. Степень коронарного поражения по SyntaxScore составила 26,7±8,9, риск по EuroScore – 1,2±0,7.
Результаты: средняя продолжительность операции составила 261,7±93,5 мин, число дистальных анастомозов – 2,5±0,7. У 292 (47,8%) пациентов выполнено маммаро-аортокоронарное шунтирование, коронарное шунтирование без манипуляций на аорте произведено 319 (52,2%) пациентам. Экстракорпоральное кровообращение применено у 25 (4,1%) пациентов, из них экстренная конверсия выполнена у 14 (2,3%) пациентов. Интраоперационная кровопотеря и кровопотеря за 1-е сутки после вмешательства составили 250 (200; 300) мл и 270 (150; 350) мл соответственно. У 56 (9,2%) пациентов произведены гемотрансфузии. Не наблюдалось случаев глубокой раневой инфекции. Инфаркт миокарда зафиксирован у 8 (1,3%), периоперационный инсульт – у 2 (0,33%), 30-дневная летальность составила 0,49% (3 пациента). Длительность нахождения в стационаре после операции составила 7 (7;10) койко-дней, время восстановления полной физической активности – 14 (9;24) дней. При медиане длительности наблюдения 5,1 (3,2; 7,1) лет кумулятивная выживаемость к восьми годам составила 91,4%, показатель отсутствия неблагоприятных сердечных и мозговых событий – 87,6%.
Заключение: МИКШ - безопасное вмешательство, так как ассоциируется с низкой частотой осложнений в периоперационный период, конверсий к экстракорпоральному кровообращению и стернотомии, коротким временем стационарного лечения и временем восстановления полной физической активности. У пациентов с ИБС при многососудистом поражении МИКШ может быть применено с сохранением эффективности коронарных вмешательств в отдаленном периоде наблюдения. МИКШ - воспроизводимая операция, однако более требовательна к хирургическим навыкам, а также требует отбора пациентов, особенно на этапе внедрения технологии.
Цель: определить частоту ассоциации аортальных состояний у пациентов с общим отхождением брахиоцефального ствола и левой общей сонной артерии.
Материал и методы: в ретроспективное исследование включены 194 пациента, оперированные в период 2017-2021 гг. по поводу расслоения аорты, а также аневризм восходящего отдела. Больные были разделены на 2 группы в зависимости от анатомического строения дуги аорты: первая группа – пациенты с общим отхождением брахиоцефального ствола и левой общей сонной артерии «бычья дуга» и вторая группа – пациенты с отсутствием аномалий супрааортальных сосудов (нормальная дуга). Были проанализированы антропометрические, клинические, эхокардиографические и томографические показатели пациентов обеих групп.
Результаты: в группе пациентов с аномальным отхождением супрааортальных сосудов статистически значимо чаще выявлялась аневризма грудной аорты в сравнении с группой нормальной анатомии сосудов дуги – 100% против 80,1% (р = 0,021).
Заключение: общее отхождение брахиоцефального ствола и левой общей сонной артерии характеризуется более частой ассоциацией с аневризмой.
Цель: оценить эффективность различных интраперфузионных методов удаления медиаторов воспаления и метаболитов, а также их влияние на снижение частоты органной дисфункции в послеоперационном периоде при длительном искусственном кровообращении у больных с сопутствующей патологией.
Материалы и методы: проведено одноцентровое ретроспективное нерандомизированное исследование 154 пациентов с коморбидной патологией и кардиохирургическими вмешательствами при искусственном кровообращении (ИК) длительностью ≥90 мин. Стандартизированное анестезиоло- гическое обеспечение. Все пациенты были разделены на три группы: группа 1 (n=51) – стандартный экстракорпоральный контур с роллерной помпой, группа 2 (n=31) – гемофильтрация (ГФ) в контуре ИК, группа 3 (n=67) – гемодиафильтрация (ГДФ) с диализатором на основе полиметилметакрилата (ПММА). Группы сопоставимы по характеру операций, длительности ИК, времени пережатия аорты, выраженности сопутствующей патологии (дыхательная, почечная недостаточность, сахарный диабет). Проведена оценка концентрации биохимических маркеров органного повреждения, индекс оксигенации (PaO2/FiO2), уровень гемолиза по свободному гемоглобину (свHb) и маркеры воспалительной реакции - интерлейкин-6 (ИЛ-6), интерлейкин-10 (ИЛ-10), прокальцитонин (РСТ), С-реактивный белок (СРБ), sTrem-1 исследовались через 1 ч после начала ИК и 24 ч после оконча- ния ИК. Оценивались частота респираторных и почечных осложнений, дренажная кровопотеря в послеоперационном периоде, потребность в вазопрессорной поддержке, длительность лечения в реанимации и стационаре.
Результаты: при сопоставимых дозировках инотропной поддержки дозы вазопрессорной терапии значимо ниже в группе с применением ПММА, а в группе ГФ не требовались. Уровень гемолиза по свHb, как и лактат, ниже в исследуемых группах, при этом в группе ПММА не превышали референсных значений. Анализ концентрации биологически активных молекул в крови больных показал, что фильтрация и сорбция при ИК снижают уровень воспалительных цитокинов и триггерных молекул системной воспалительной реакции. Длительность восстановления адекватного самостоятельного дыхания значимо выше в группе с классической перфузией, как и частота потребности в диализной-фильтрационной терапии.
Заключение: гемофильтрация с использованием полиионного буферного раствора и диализного полиметилметакрилатового фильтра с сорбирующей способностью при длительном искусственном кровообращении у коморбидных пациентов позволяет снизить риски органной дисфункции в послеоперационном периоде.
Введение: миниинвазивная хирургия через правостороннюю торакотомию является перспективной альтернативой стернотомии при вмешательствах на корне аорты.
Цель исследования: оценить безопасность и эффективность данного доступа у отдельной когорты больных.
Материалы и методы: в одноцентровое ретроспективное исследование включено 7 пациентов, перенесших реконструктивные операции (David, Bentall-deBono) через миниторакотомию во II межреберье с периферической бедренной канюляцией.
Результаты: в ходе исследования конверсий в срединную стернотомию не было. Медиана искусственного кровообращения составила 223 минуты, пережатия аорты - 150 минут. Зафиксирован один летальный исход в госпитальный период.
Заключение: правосторонняя миниторакотомия является безопасным и технически осуществимым доступом для выполнения реконструктивных вмешательств на корне и восходящей аорте, требуя специализированного инструментария и предоперационного КТ-планирования.
Актуальность: протезирование аортального клапана в современной хирургической практики можно выполнить, используя следующие подходы: стандартное протезирование через срединную стернотомию, различными миниинвазивными пособиями и транскатетерными методами. Тем не менее, обладая рядом преимуществ, каждая методика имеет и ряд недостатков, что приводит к дилемме о выборе одной из методике к конкретному пациенту.
Цель исследования: ретроспективном анализ непосредственных и отдаленных результатов трех видов хирургического лечения изолированного порока аортального клапана.
Материалы и методы: с октября 2012 г. по сентябрь 2025 г. в нашем Центре выполнено 950 операций - изолированных протезирований аортального клапана. Для каждого вида операции были разработаны свои показания. Согласно данным критериям, все пациенты разбиты на группы: I группа – срединная стернотомия, II группа – mini-J стернотомия и III группа - TAVI. Средний возраст в группах: 68,1±11,4, 67,8±12,4 и 77,9±10,5 года соответственно (p<0,001). Женский пол преобладал: 63,7%, 63,3% и 62,3% соответственно (p=0,168).Пиковый градиент на уровне аортального клапана: 73,9±19,4, 74,2±19,8 и 76,2±16,6 мм рт. ст. (p < 0,001). Общий EuroScore II - 2,6±0,5%.
Результаты: госпитальная летальность составила 1,7%, 1,1% и 3,4% соответственно (p < 0,001). Осложнения: полная атриовентрикулярная блокада, дефект межжелудочковой перегородки – достоверно не различались (p = 1,0). Длительность операции: 206,6 ± 22,7, 209,9 ± 20,9 и 65,5±12,5 мин. Средний период наблюдения для I группы составил 87,7 мес., для II группы – 85,8 мес. и III группы – 86,5 мес. соответственно. Выживаемость на 7 лет составила – 81,2%, 85,1% и 77,2% % (Log-rank test = 0,014). Свобода от тромбоэмболиче- ских осложнений на 7 лет составила 87,5%, 92,5% и 97,7% (Log-rank test = 0,192).
Выводы: основываясь на коморбидности пациента с учетом тяжести порока аортального клапана, использование дифференцированного подхода в хирургическом лечении порока аортального клапана позволяет эффективно и безопасно выполнять оперативное лечение данной группе пациентов и показывает хорошие непосредственные и отдаленные результаты.
Цель исследования: оценить непосредственные результаты применения устройства Heartstring при формировании проксимальных анастомозов у пациентов, перенесших изолированное коронарное шунтирование (КШ) на работающем сердце.
Материалы и методы: проведён ретроспективный анализ 1720 пациентов, оперированных в период с 2009 г. по 2022 г. Изучались демографические характеристики, интраоперационные данные и непосредственные результаты послеоперационного периода. Все вмешательства выполнены без искусственного кровообращения, с использованием устройства Heartstring для проксимальных анастомозов. Оценивались частота инсульта, периоперационного инфаркта миокарда, осложнений, требующих реэксплорации, а также госпитальная летальность.
Результаты: медиана возраста пациентов составила 63 (58–69) лет, мужчин — 88,3%. Атероматоз аорты выявлен у 54,3% больных. Медиана длительность операции составила 155 (135–180) минут, конверсия к искусственному кровообращению потребовалась в 0,6% случаев. Частота периоперационного инфаркта миокарда составила 1%, инсульта — 1,2%, острого почечного повреждения — 1,6%, реэксплорации по поводу кровотечения — 1,6%. Госпитальная летальность составила 0,9%. Использование устройства Heartstring позволило безопасно выполнить проксимальные анастомозы без пережатия аорты даже у пациентов с выраженным атероматозом, обеспечив низкий уровень неврологических и геморрагических осложнений.
Заключение: применение устройства Heartstring при КШ на работающем сердце является надёжной и безопасной технологией, позволяющей снизить риск инсульта и других осложнений, связанных с манипуляциями на аорте. Методика может рассматриваться как эффективная альтернатива традиционному способу анастомозирования у пациентов с высоким риском атероэмболии.
ОБЗОРЫ
Фибрилляция предсердий является наиболее распространенной предсердной тахиаритмией во всем мире. Риски развития системных
тромбоэмболических событий существенно возрастают у пациентов, страдающих фибрилляцией предсердий. Считается, что до 95% тромбов у данной группы пациентов локализуется в ушке левого предсердия.
Актуальной проблемой современной аритмологии является поиск оптимальных и эффективных методов профилактики развития тромбоэмболических событий при фибрилляции предсердий. Несмотря на доказанную высокую эффективность терапевтических методов, данный метод имеет ряд ограничений и противопоказаний в пожизненном приеме.
Альтернативным вариантом является хирургическая изоляция или ампутация ушка левого предсердия, но данная процедура выполнима исключительно как симультанная при открытых кардиохирургических вмешательствах.
Имплантация окклюдеров является перспективным направлением в изоляции ушка левого предсердия, но имеет высокую зависимость от анатомической структуры последнего и требует приема антиагрегантов в послеоперационном периоде.
В связи с высокой травматичностью открытых хирургических вмешательств, техническими сложностями имплантации окклюдеров стали разрабатываться методы изоляции ушка левого предсердия из системного кровотока из минимальноинвазивных доступов. Видеоассистированные торакосокпические аблации являются не только перспективным направлением в выполнении эпикардиальной аблации, но дают возможность выполнения одномоментной ампутации ушка левого предсердия.
Нерешенной задачей минимальноинвазивной хирургической изоляции ушка левого предсердия является его детальная визуализация на этапе планирования операции. Компьютерная томография с контрастированием обладает высокой разрешающей способностью, что в совокупности с возможностью построения трехмерных моделей позволяет более точно выбирать размер, тип и оптимальную позицию окклюзирующего устройства для пациента в соответствии с его анатомическими особенностями.
Таким образом, основной задачей представленного сообщения являлось описание роли компьютерной томографии с контрастированием на этапе планирования торакоскопической ампутации ушка левого предсердия эндостеплером с целью повышения безопасности и эффективности процедуры.
КЛИНИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Введение: долгое время в кардиохирургических операциях «золотым стандартом» была продольная срединная стернотомия, обеспечивающая широкий обзор рабочего поля. Вследствие развития методов малоинвазивной хирургии и представления убедительных данных о её эффективности в отдалённом периоде, отмечается тенденция к расширению показаний к применению данной хирургической техники. При сложной процедуре, такой как протезирование дуги аорты, особенно полезной альтернативой стандартному доступу является мини-J-стернотомия. Этот разрез обеспечивает стабильную грудную стенку после операции с уменьшением дискомфорта и боли пациента, а также хороший косметический результат
Цель исследования: описать техническую реализуемость и этапы выполнения протезирования дуги аорты из мини-J-стернотомии на примере клинического случая.
Материал и методы: в клинике сердечно-сосудистой хирургии в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова (г. Москва) был опробован новый доступ при лечении пациента с поражением дуги аорты через мини-J-стернотомию. Пациент 56 лет поступил в клинику с жалобами на периодические боли в грудной клетке и спине, сохранявшиеся в течение 14 суток до обращения. По данным анамнеза, первые эпизоды боли возникли внезапно, однако их интенсивность постепенно уменьшалась, что соответствует подострому течению расслоения аорты (10–14 дней от начала симптомов). При поступлении выполнена МСКТ аорты с контрастированием: выявлено расслоение аорты I типа по классификации DeBakey, распространяющееся от синусов Вальсальвы до уровня нисходящей грудной аорты. Определялись признаки стабилизированного ложного просвета, отсутствие активной перфорации стенки и гемоперикарда,
Результаты: на представленном клиническом примере продемонстрирована техническая возможность выполнения протезирования дуги аорты из мини-J-стернотомии. Операция прошла без интраоперационных и ранних послеоперационных осложнений; отмечены удовлетворительные показатели гемодинамики, отсутствие значимого кровотечения и гладкое течение послеоперационного периода. Раннее восстановление пациента подтверждает потенциальные преимущества мини-инвазивного доступа.
Выводы: протезирование дуги аорты из мини-J-стернотомии продемонстрировало высокую эффективность и безопасность в данном клиническом случае. Этот метод может стать перспективной альтернативой традиционной срединной стернотомии и требует дальнейшего исследования для оценки его среднесрочных и долгосрочных результатов.